30.12.2019

В 50 всё только начинается (видео)


Виктория Евсеева, Дмитрий Кравченко

Уходящий год прошел для Челнов не только под эгидой года рабочих профессий, но и под знаменем 50-летия КАМАЗа. Со дня начала строительства автогиганта минуло полвека – и Набережные Челны, которые неразрывно связаны с автомобильным заводом, пополнились новыми объектами в его честь – открылась новая 42 школа, улица Техническая стала проспектом КАМАЗа, возводится крытый бассейн – и это далеко не все. Юбилей КАМАЗа отмечали широко, торжества шли весь год и каждый смог поздравить автогигант громко вслух и про себя – не заметить глобальный праздник было невозможно. Как это было в деталях?

Старт юбилейным торжествам дали на сцене Городского дворца творчества детей и молодежи в феврале – спектаклем от нового поколения камазовцев. Прошла в рамках юбилея и финальная часть выставки «Город машиностроителей». Актив камазовцев также отмечал юбилей акцией «50 добрых дел», помогая челнинцам. Культовым для КАМАЗа и города событием стало открытие завода каркасов кабин. Это совместное предприятие камского автогиганта и немецкой компании Даймлер по производству каркасов кабин для двух гигантов грузового автопрома: КАМАЗа и Мерседес-Бенц.

Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»: «Запуск новейшего и самого современное в своем роде завода – это лишь часть большого проекта по реинженирингу «КАМАЗа» и развитию нового модельного ряда. Сегодня мы запускаем серийное производство автомобилей поколения К5».

Андреас Дойшле, генеральный директор «Даймлер КАМАЗ Рус»: «Поскольку мы сейчас добавляем нашего нового «ребёнка», это будет менять наши бизнес-процессы очень серьёзно, очень значительно. Поэтому в будущем эта кабина будет производиться только здесь на месте. То есть «Мерседес» из Германии не будет присылать кабины в Россию».

Стремясь к новым вершинам, КАМАЗ помнит и свои истоки. Осенью у здания гендирекции торжественно открылся бюст Льву Борисовичу Васильеву, первому директору камского автогиганта. Свой пост он занимал 12 лет – с 1969 по 81 год. И в честь полувекового юбилея КАМАЗа культовую личность решили запечатлеть в композиции из камня.

Лев Васильев, первый генеральный директор ПАО «КАМАЗ»: «Это великое счастье для меня, что я оказался в такой ситуации, это по существу вот то, что я был зампредом Госплана, министром... Все-таки лебединая песня – это КАМАЗ».

КАМАЗ стал лебединой песней для сотен людей – тех, кто строил завод, видел, с чего он начинался. Историю заводов из первых уст мы на протяжении года рассказывали в рубрике «КАМАЗ: 50 лет в деталях».

Иван Луя, машинист-инструктор «ПЖДТ-сервис» ПАО «КАМАЗ»: «Нам возили оттуда строительные материалы по Каме, и мы оттуда вывозили и поставляли на КАМАЗ».

Закирья Бахтеев, ветеран КАМАЗа: «71, февраль. Мы спали, знаете, где? На Сидоровке, вагоны были, пассажирские поезда. Февраль-месяц, вот так вот».

Нина Мамонтова, председатель совета ветеранов РИЗ ПАО «КАМАЗ»: «Наш бригадир заставил нас всех учиться. И мы все поехали учиться в камский механический техникум на вечернее отделение».

Евгений Кислицын, ветеран Кузнечного завода: «Представьте, вокруг все раскопано, вот эти острова неубранной земли высокие, и первая поковка».

140 ветеранов, а также партнеры и дилеры КАМАЗа вместе с президентом республики открыли череду праздничных мероприятий непосредственно перед юбилейной датой. Почти тысяча лучших заводчан получили награды, а предприятие было удостоено ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан».

Рустам Минниханов, президент РТ: «На берегу Камы был заложен проект, который кардинально менял структуру машиностроения страны, уводил ее в когорту мировых лидеров по большегрузному автотранспорту».

Виктория Евсеева, корреспондент: «В 1969 году началась большая стройка автогиганта, она шла действительно ударными темпами – ведь спустя 7 лет, в 76 году, первый КАМАЗ сошел с этого конвейера Автосборочного завода под овации и слезы счастья рабочих. За полвека здесь выпустили более 2 миллионов камазов, которые колесят по всему миру».

Именно в цехе Автосборочного завода, где 50 лет назад отмечали рождение первого грузовика, 13 декабря 2019-го автогигант поздравил президент страны Владимир Путин. 4 тысячи человек собрал завод на своем финальном торжестве.

Владимир Путин, президент РФ: «Низкий поклон всем, кто заложил это предприятие, кто вложил в него свою душу. Я еще раз хочу поблагодарить вас за работу. Мы все, вся страна, гордимся вашими результатами. С праздником вас, с 50-летием КАМАЗа!»

Подводит итоги юбилейного года КАМАЗ с масштабными планами – воплотить в жизнь автомобили поколения К-6. Энергоэффективный гибридный тягач представили Владимиру Путину во время его визита. И работают камазовцы по всей стране – в Москве курсирует уже 300 электробусов КАМАЗа. В течение года шли испытания беспилотника – проект будет продолжен. В этом году зафиксировано падение производства, новые разработки автогиганта придают уверенности, что в 50 – все только начинается.


*Деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., признана экстремистской и с 21.03.2022 запрещена в Российской Федерации.