Фотогалерея
Евро, €  71.5307
Доллар США, $  64.4711





«КАМАЗ»: 50 лет в деталях. ПРЗ (видео)
11.06.2019

«КАМАЗ»: 50 лет в деталях. ПРЗ (видео)


Виктория Евсеева, Дмитрий Кравченко

Мы продолжаем нашу новую рубрику «КАМАЗ: 50 лет в деталях», посвященную юбилею автогиганта. Первым заводом, в историю которого окунулась наша съемочная группа, стал Прессово-рамный. 5 сентября 1971 года на площадке будущего ПРЗ была установлена первая колонна. Этот завод производит то, без чего невозможен ни один грузовик: кабины, шасси, узлы и детали платформы, систему выхлопа и многое другое. Все это рождается под мощными прессами и штампами. Как развивался завод, создающий основу будущих машин, покоривших мир?

Самый громкий завод «КАМАЗа» – ПРЗ встретил нас грохотом, который не заглушит время – здесь работают прессы и штампы. Один такой пресс весит от тысячи тонн. В 70-ые, чтобы справиться с уникальным для России новшеством, технологи ПРЗ направлялись на обучение в Японию и Германию. Именно из этих стран поставлялись детали для этого мощного производства.

Виктория Евсеева, корреспондент: «Тяжелейшие прессы начали перегонять по Каме 25 августа 73 года. Однако, чтобы не разрушить челнинские дороги, поставки приостановили и возобновили только зимой 74-го. Для этого наняли специальный поезд и 5 тягачей «Ураган» плюс стоколесный трейлер».

Первый готовый пресс сдали 19 декабря 74-года, а 14 сентября следующего на ПРЗ собрали первую раму из деталей, изготовленных в цехах «КАМАЗа». Для того, чтобы выпуск первого КАМАЗа состоялся вовремя, приглашали специалистов со всей России. Но кто-то приезжал сам. Так, ветеран ПРЗ Алексей Чураков в 73-м году узнал в газете адрес комсомольской стройки и отправился покорять будущий завод.

Алексей Чураков, камазовец-первостроитель: «Отдыхать не приходилось – по субботам субботники, воскресники были. Работали и убирали на заводе».

На ПРЗ 30-летний камазовец работал начальником бюро, а после возглавлял отдел планирования. Сейчас Алексею Филипповичу 80 лет, 10 из них он на почетном отдыхе. Вспоминает авантюризм прошедших лет с удовольствием.

Алексей Чураков, камазовец-первостроитель:  «По весне идешь – грязь, лужи, без сапог не пройдешь нигде. Летом была пыль, ходили все и наготове держали с собой сапоги рядом, дождь пошел, значит, в ботинках не пройдешь уже – надо сапоги надевать. Белую рубашку надел – и она темная становится от пыли».

Пыль давно разлетелась и исчезла с течением времени – остались только крепко стоящие заводы на месте бывших полей. Спустя десятилетия изменился и Прессово-рамный завод. О том, как новейшие айти-технологии и тяжелый металл соседствуют на современном ПРЗ, расскажем в следующем выпуске нашей рубрики, через неделю.




Погода





























Холдинг "СТВ-МЕДИА"
Россия, РТ, г. Набережные Челны, проспект Хасана Туфана
дом 4 (Новый Город 54/08)

Телефон: (8552) 35-93-31
Факс: (8552) 35-93-31
Электронная почта: stvpriem@stv-chelny.ru 
© Холдинг «СТВ-МЕДИА», 2009

Использование материалов сайта допустимо только с разрешения и с обязательной ссылкой на
stv-media.ru